Каталог товаров и услуг
Добавьте свою организацию, товары и услуги в каталог компаний Нижнего Новгорода.
Подробнее
Сервисы ЖКХ
На нашем портале вы можете найти свою управляющую компанию, отправить в УК показания счетчиков и посмотреть информацию о любом жилом здании города.
Фото рядом
Наблюдайте за публикациями фото в соц. сетях поблизости! Найти нового друга теперь стало проще)

Более 300 нижегородцев и гостей города посетили выставку «Нескучный сад райских фарфоровых птиц» в ГорькийЦентре в первые дни ее работы. Об этом сообщили в департаменте культуры администрации Нижнего Новгорода.

Директор департамента культуры Светлана Гуляева подчеркнула, что это одна из первых выставок в новом культурном пространстве города – «ГорькийЦентре».

«Это современное фондохранилище с возможностями выставочного зала появилось при поддержке главы города Юрия Владимировича Шалабаева, а теперь благодаря руководству и сотрудникам музея – наполняется жизнью. Приятно, что эту уникальную выставку фарфора нижегородцы увидели первыми, а осенью экспозиция отправится дальше, по городам России», – сказала Светлана Гуляева.

Директор Государственного музея А.М. Горького Лариса Моторина подчеркнула, что эта выставка фарфора – уже третья в рамках экспозиционно-выставочного проекта, организованного Государственным музеем А.М. Горького в 2023 году, предыдущие две проходили на других площадках музея.

«Мы представляем самые редкие, раритетные экземпляры фарфоровой пластики. Здесь собраны работы как российского производства, так и немецких частных мастеров. Посетители смогут оценить, каким образом жанр орнитологии в фарфоре проявлялся на протяжении 18-19 веков и дошел до современности. Эта выставка является собранием различных коллекционеров России и части коллекции Императорского фарфорового завода», – сказала она.

Куратор выставки, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Хмельницкая отметила, что в Нижний Новгород привезли как экземпляры фантазийных птиц, так и максимально точные копии настоящих.

«Художники в Петербурге, например, не могли видеть, как выглядит марабу или египетские голуби, и они использовали фантазийные материалы, в лучшем случае – орнитологические атласы. Но уже в эпоху модерна, на рубеже 19 и 20 веков, художников Императорского фарфорового завода консультировали ведущие ученые-орнитологи, помогали рисовать птиц так, как они действительно должны выглядеть. Конечно, тогда очень сложно было уехать в экзотическую страну в экспедицию, и не было у художников возможности посмотреть в интернете как выглядит птица-секретарь или птица-носорог, но тем не менее, когда мы сейчас показываем эти изображения современным ведущим орнитологам страны, они удивляются тому, насколько исторически и биологически точно, выверенно показаны эти птицы», – рассказала Екатерина Хмельницкая.

Большая часть экспонатов выставки предоставлена из коллекции искусствоведа Жанны Полански. Фарфор она собирает более 15 лет, и птицы – лишь часть собрания. Год назад в музее-квартире А.М. Горького ее же коллекция стала основой выставки «Балет в фарфоровом кружеве». Начинающим ценителям фарфора искусствовед советует начать осмотр выставки с крупных форм, а уже затем переходить к более мелким, где надо всматриваться и изучать детали.

«Это первый раз, когда наши птицы «вылетают из гнезда», до этого они ни разу не выставлялись. Музей Горького – очень приятная площадка, здесь все – профессионалы высокого класса, от создателей каталога до дизайнеров выставочного пространства. У самого города Нижнего Новгорода такая энергетика, притяжение, что сюда хочется приезжать снова и снова, и публика очень внимательная и отзывчивая», – отметила Жанна Полански. Она добавила, что фарфор – не только хрупкий, но один из самых сложных материалов в работе, многие процессы не зависят от человека, и каждое изделие представленное на выставке – это чудо, которое сквозь столетия смогли сохранить до наших дней.

Первые посетители не скрывают восторга.

«Искусство фарфора для меня пока не очень понятно, но поскольку я узнала, что такая вставка будет в Нижнем Новгороде, да еще и в новом центре, я непременно решила ознакомиться. И меня поразило, что довольно компактное пространство вмещает в себя искусство фарфора России, Германии, Франции, Италии. Большая коллекция Императорского фарфорового завода – это тоже наша история. И, конечно, очень здорово, что в Нижнем Новгороде организовали такую выставку», – сказала нижегородка Елена Фролова.

Заведующая музеем-квартирой А.М. Горького Наталья Шубина подчеркнула, что посещение выставки проводится строго по записи.

«Будут создаваться сборные группы для экскурсий по выставке, потому что это отдел фондов, куда требуется разрешение на вход», – уточнила она.

Работа выставки продлиться до 1 сентября. Посетить ее можно с понедельника по пятницу. Запись по телефону: 8 (831) 468-97-81.

Место проведения: культурно-просветительский отдел «ГорькийЦентр», ул. 40 лет Победы, 4.

Справка.

На выставке представлено около 40 экспонатов из собрания Императорского фарфорового завода и частных коллекций.

Самый маленький экспонат – парфюмерный флакон с изображением птицы и гроздей винограда (1850-е гг., Императорский фарфоровый завод, Россия). Его высота 16,5 см. Предоставлен из частного собрания московского коллекционера.

Самый крупный экспонат – ваза «Сказочные птицы» (конец 1950-х гг., Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова). Высота – 79 см, для её обжига потребовалась печь особой конструкции. В числе особенностей: подглазурная роспись кобальтом и золочение. Хранится в частной коллекции в Санкт-Петербурге. Автор: А.Н. Семенова.

Ключевые экспонаты выставки.

Десертные тарелки из сервиза Наследника Цесаревича Зимнего Дворца (1887 г., Императорский фарфоровый завод, Россия). Особенности: изготовлены для будущего императора Николая II; украшены изображением сказочной птицы в стиле русского фольклора с позолотой и полихромной росписью, аналогичные тарелки хранятся в Государственном Эрмитаже; экземпляр из частного собрания Э. Аракелова публикуется впервые. Исторический контекст: сервиз отражает эстетику императорского двора конца XIX века и связь фарфорового искусства с национальными традициями.

Ваза «Марабу» (1900 г.). Автор: Э. Сулиман-Грудзинский. Особенности: экзотическая птица марабу, изображенная на вазе, была для России редкостью, художник вдохновлялся иллюстрациями из научных трудов, таких как «Histoire naturelle» М.-К. д’Орбиньи, так как наблюдать таких птиц вживую было невозможно; Сулиман-Грудзинский использовал технику подглазурной росписи, создавая эффект «живого» оперения за счет многослойного нанесения кобальта; интересно, что в архивных записях завода сохранились жалобы художника на сложность работы с кобальтовым фоном: краска часто трескалась при обжиге, из-за чего многие вазы браковались.

Сервиз «Фазаны» (1924 г.). Автор: В.И. Бейдукат. История: создан в первые годы советской власти, когда фарфор стал инструментом пропаганды, однако вместо революционных лозунгов Бейдукат изобразил фазанов — символ изобилия, отсылающий к дореволюционному искусству; сервиз расписан полихромными надглазурными красками, что было редкостью в эпоху дефицита; в 1930-х сервиз чуть не уничтожили как «буржуазный пережиток», но его спрятали в частной коллекции.

Ваза «Египетские голуби» (1911 г.). Автор: Е. Гаген-Торн. Факты: Гаген-Торн, выпускница Центрального училища технического рисования, стажировалась на Севрской мануфактуре во Франции, ее работа сочетает русскую реалистическую школу с французской легкостью мазка; голуби на вазе — отсылка к библейскому символу Святого Духа, но в египетском стиле, художница изучала коллекцию египетских древностей Эрмитажа, чтобы добиться аутентичности; после революции Гаген-Торн эмигрировала в Париж, где продолжила создавать фарфоровые шедевры, ее работы хранятся в музеях Европы, но «Египетские голуби» остались.

Скульптура «Золотой павлин» (2020 г.). Автор: А.П. Трофимова. Символика: павлин — традиционный символ бессмертия и царственности, современная интерпретация Трофимовой включает позолоту 24 карата, что технически сложно: золото наносится вручную после тройного обжига; ноги павлина выполнены в виде виноградной лозы — это отсылка к античному мифу о превращении нимфы в птицу, скульптура выпущена тиражом всего 50 экземпляров, каждый с уникальным узором «перьев».

Немецкий попугай SP Dresden (1972–1990 гг.). Особенности: фигурка создана на мануфактуре SP Dresden, известной анималистической пластикой, попугай раскрашен вручную эмалевыми красками, имитирующими радужное оперение, в 1980-х такие попугаи стали «валютой» среди коллекционеров ГДР — их обменивали на дефицитные товары, например, джинсы или косметику; интересно, что модель попугая разработана еще в 1930-х, но после войны форму пришлось восстанавливать по чудом уцелевшим эскизам.

Как вам новость?
смешно
нравится
так себе
печально
я в шоке